Самым эффективным методом решения взаимосвязанных задач, а если брать шире – финансового анализа с целью опера-тивного и стратегического планирования служит операционный анализ, называемый также анализом «Издержки – Объем - Прибыли» (CVP), отслеживающий зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства (сбы-та).
Ключевыми элементами операционного анализа служат: операционный рычаг, порог рентабельности и запас рыночной прочности предприятия.
Операционный рычаг или производственный леверидж (leverage - рычаг) - это механизм управления прибылью компании, основанный на улучшении соотношения постоянных и переменных затрат.
С его помощью можно планировать изменение прибыли организации в зависимости от изменения объема реализации, а так-же определить точку безубыточной. Необходимым условием применения механизма операционного рычага является исполь-зование маржинального метода, основанного на подразделении затрат на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки компании.
Как уже говорилось, на предприятии существуют два вида затрат: переменные и постоянные. Их структура в целом, а в ча-стности уровень постоянных затрат, в общей выручке предприятия или в выручке от единицы продукции могут значительно влиять на тенденцию изменения прибыли или издержек. Это происходит из-за того, что каждая дополнительная единица продукции приносит некоторую дополнительную доходность, которая идет на покрытие постоянных затрат, и в зависимости от соотношения постоянных и переменных затрат в структуре издержек компании, общий прирост доходов от дополнитель-ной единицы товара может выразиться в значительном резком изменении прибыли. Как только достигается уровень безубы-точности, появляется прибыль, которая начинает расти быстрее, чем объем продаж. Операционный рычаг является инстру-ментом для определения и анализа данной зависимости. Другими словами он предназначен для установления влияния при-были на изменение объема реализации.
Производственный (операционный) леверидж количественно характеризуется соотношением между постоянными и пере-менными расходами в общей их сумме и величиной показателя «Прибыль до вычета процентов и налогов». Зная производ-ственный рычаг можно прогнозировать изменение прибыли при изменении выручки. Различают ценовой и натуральный це-новой рычаг.
Ценовой операционный рычаг (Рц) вычисляется по формуле:
Рц = В/П
где, В - выручка от продаж; П - прибыль от продаж.
Учитывая, что В = П + Зпер + Зпост, формулу расчета ценового операционного рычага можно записать как:
Рц = (П + Зпер + Зпост)/П = 1 + Зпер/П + Зпост/П
где, Зпер - переменные затраты; Зпост - постоянные затраты.
Натуральный операционный рычаг (Рн) вычисляется по формуле:
Рн = (В-Зпер)/П = (П + Зпост)/П = 1 + Зпост/П
где, В - выручка от продаж; П - прибыль от продаж; Зпер - переменные затраты; Зпост - постоянные затраты.
Величину операционного левериджа можно считать показателем рискованности не только самого предприятия, но и вида бизнеса, которым это предприятие занимается, поскольку соотношение постоянных и переменных расходов в общей струк-туре затрат является отражением не только особенностей данного предприятия и его учетной политики, но и отраслевых особенностей деятельности.
Однако считать, что высокая доля постоянных расходов в структуре затрат предприятия является отрицательным фактором, так же как и абсолютизировать значение маржинального дохода, нельзя. Увеличение производственного левериджа может свидетельствовать о наращивании производственной мощи предприятия, о техническом перевооружении, повышении про-изводительности труда. Прибыль предприятия, у которого уровень производственного левериджа выше, более чувствитель-на к изменениям выручки. При резком падении продаж такое предприятие может очень быстро «упасть» ниже уровня без-убыточности. Иными словами, предприятие с более высоким уровнем производственного левериджа является более риско-ванным.