В процессе своей деятельности хозяйствующие субъекты могут осуществлять планирование выручки на год, квартал, опера-тивно. Оперативно - для контроля за своевременностью поступления средств. Общая сумма выручки вклю¬чает: выручку от реализации товарной продукции и полуфабрикатов соб¬ственного производства, выручку от выполнения работ и услуг про-мышленного и непромышленного характера. Для определения выручки необ¬ходимо знать объем реализации в действующих ценах без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок, экспортных тарифов т.к. они не принад¬лежат предприятию. Выручка от выполненных работ и услуг определяется исходя из объема выполненных услуг и соответствующих цен и тарифов. Суще-ствует два метода определения плановой выручки:
1) Метод прямого счета - основан на гарантированном опросе и пред¬полагает, что весь объем произведенной продукции приходится на пакет заказов. Это достоверный способ, при нем план выпуска и объем реали¬зации увязаны со опросом, из-вестен ассортимент и цены:
В=Р*Ц
где   В - выручка от реализации;  Р - объем сопоставимой реализуемой продукции;   Ц - цена единицы реализуемой продук-ции.
2) Основой расчетного метода является объем реализуемой продукции корректируемый на входные и выходные остатки. В этом случае плани¬рование аналогично планированию затрат.
В=Он + Т - Ок
где Он - нереализованные остатки готовой продукции на начало планового периода;  Т - товарная продукция предполагаемая к выпуску в план. периоде;  Ок - остатки нереализованной продукции на конец план периода.
Все составные части выручки выражены в ценах реализации: остатки на начало года - в действующих ценах периода пред-шествующему планированию, товарная продукция и остатки нереализованной продукции - в ценах планируемого. В основе определения стоимости товарного выпуска в действующих ценах лежит объем производственной программы, которая со-ставляется на основе заявок и заключенных договоров.
Остатки нереализованной продукции на начало периода на пред¬приятии могут не учитываться, поэтому используется ожи-даемая величина, так же как и при планировании затрат, а стоимость остатков оценивается о помощью коэффициента пере-счета: частное от деления объема продукции в ценах периода предшествующего плановому, на производственную себе¬стоимость продукции того же периода.
Остатки на начало периода (при кассовом методе) включают:
товары отгруженные, документы по которым не переданы в банк;
товары отгруженные срок оплаты которых не наступил;
товары не оплаченные в срок;
товары на ответственном хранении у покупателя.
По отгрузке, нереализованными считаются только готовая продукция на складе.
В рыночных условиях существенным является определение отпуск¬ных цен. Это обусловлено тем, что если в цену заложена недостаточная рентабельность, то на каждой последующей стадии кругооборота капитала предприятие будет обладать вое меньшими средствами.
В условиях стабильного развития экономики применяются аналитичес¬кие методы прогнозирования оптимальной выручки. Задачей такого прог¬ноза является оценка изменения объема выручки в зависимости от других факторов. Например от цены. Эластичность спроса определяется:
Э=%изм.В : %изм.Ц
где  Э - эластичность спроса;  В - выручка; Ц- цена.
Спрос эластичный (т.е. повышение цены приведет к большему снижению выручки) если Э>1. Если неэластичен, то имеется возможность увели¬чения цен на продукцию для максимизации выручки.
Эластичность может быть расчитана также по доходам потребителей, по замещающим и дополняющим товарам.
Планирование прибыли выступает как составная часть финансового планирования. Оно проводится раздельно по всем видам деятельности предприятия. В условиях стабильной экономики планирование осуществляется на 3-5 лет, распространено также текущее планирование (в рамках одного года) и кратковременное (на квартал, полугодие). Объектом планирования являются элементы балансовой прибыли и в первую очередь прибыль от реализации продукции. Основой расчетов здесь служит объем продаж. Объем ограничивается имеющимися производственными мощностями. После опре¬деления объема продаж разрабатывается производственная программа на основе заключенных договоров, которая зависит от планового объ-ема реализации и от величины готовой продукции на складе на начало и конец планируемого периода. При этом необходимо учитывать изменения остатков незавершенного производства. Производственная программа, в свою очередь является осно-вой расчета потребности в материалах. Важным моментом в планировании прибыли является учет трудовых затрат. С уче-том необходимых отчислений в социальные фонды планируются затраты на оплату труда, которые называются еще расхо-дами на персонал. Эти затраты зависят от вида продукции, расценок. Предварительно также необхо¬димо нормирование ра-бочего времени на изготовление единицы продукции.
Далее составляется смета расходов включаемых в производственную себестоимость. Сумма этих затрат зависит от состава объема про¬изводства. Раздельно определяются переменные и постоянные расходы. В результате проведенных расчетов фор-мируется производственная се¬бестоимость реализуемой продукции с учетом остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода.
На следующем этапе составляются сметы административных и ком¬мерческих расходов. Эти затраты связанные с обслужи-ванием и управле¬нием производством, а также продвижением товаров на рынок. Часть этих затрат зависит от объема продаж (комиссионные), другие же учитыва¬ются в общей сумме. На основании этих расчетов формируется план по прибыли от реа-лизации продукции. Для планирования балансовой прибыли используются также данные о предстоящих операционных и внереализа¬ционных доходах и расходах.
Названный метод известен как метод прямого счета, в основе которого лежит поассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продук¬ции. Более простой вариант расчета предполагает укрупненное планирование по позициям плана.
Расчитывается
Птп = Цтп - Стп,
где Птп - прибыль по товарному выпуску планируемого периода;
Цтп - стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
Стп - полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (рассчитана в смете затрат).
Затем расчитывается
Прп = Врп - Срп,
где Прп - планируемая прибыль по продукции подлежащей реализации в пред¬стоящем периоде;
Врп - планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых ски-док);
Срп - полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.
Объем выручки и полная себестоимость реализуемой продукции опреде¬ляются о учетом переходящих остатков готовой про-дукции на начало и конец планируемого периода.
Таким образом, 
Прп = Пн + Птп - Пк,
где Прп - прибыль от реализации продукции в планируемом периоде;
Пн - прибыль в остатках продукции не реализованной на начало планируемого периода;
Птп - прибыль по товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде;
Пк - прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет реализована в конце планового периода.
Такая методика лежит в основе укрупненного прямого счета. Ее разновидностью является метод поассортиментного плани-рования. В этом случае прибыль определяется по каждой ассортиментной позиции. При¬быль суммируется по всем позициям и к полученному результату прибавляется прибыль в остатках нереализованной на начало периода продукции. Укрупненный метод применим на предприятиях с незначительной номенкла¬турой. Главным достоинством метода прямого счета является его точность в стабильных экономических условиях.
При использовании аналитического метода расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимой продукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, поэтому известны ее полная себестоимость и объем выпуска. По этим данным оп-ределяется базовая рентабельность:
Рб = (По:Стп) * 100%,
где По - ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного периода);
Стп - полная себестоимость товарной продукции базисного года.