Валовая маржа (contribution margin) или маржинальный доход - разность между выручкой от реализации продукции и пере-менными затратами.
Переменные затраты - это затраты, которые изменяются в целом прямо пропорционально объему производства продукции. Это могут быть затраты на сырье и материалы для основного производства, заработная плата основных производственны рабочих, затраты на сбыт продукции и т.д. Предприятию выгодно иметь меньше затрат на единицу продукции, поскольку так оно себе обеспечивает, соответственно, и больше прибыли. С изменением объема производства общие переменные за-траты уменьшаются (увеличиваются), в то же время на единицу продукции они остаются неизменными.
Валовая маржа = ВР - Зпер,
где, ВР - выручка от реализации продукции; Зпер - переменные затраты на изготовление продукции.
Валовая маржа - это расчетный показатель, сам по себе он не характеризует финансового состояния предприятия или какого-либо его аспекта, но используется в расчетах ряда показателей. Отношение валовой маржи к сумме выручки от реализации продукции называется коэффициентом валовой маржи.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.
Существует два способа определения величины маржинального дохода.
При первом способе из выручки предприятия за реализованную продукцию вычитают все переменные затраты, т.е. все пря-мые расходы и часть накладных расходов (общепроизводственные расходы), зависящих от объема производства и относя-щихся к категории переменных затрат.
При втором способе величина маржинального дохода определяется путем сложения постоянных затрат и прибыли предпри-ятия.
Под средней величиной маржинального дохода понимают разницу между ценой продукции и средними переменными затра-тами. Средняя величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.
Нормой маржинального дохода называется доля величины маржинального дохода в выручке от реализации или (для отдель-ного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара.
Использование этих показателей помогает быстро решить некоторые задачи, например, определить размер прибыли при раз-личных объемах выпуска.