Метод поглощения (абсорбционное ценообразование)- NB - (absorption costing) — определение себестоимости запасов путем включения соответствующей доли всех постоянных и переменных затрат производства в расчете на единицу произведенной продукции
В этом случае все затраты делятся на 2 типа:
Прямые затраты, которые относятся к производству именно этого вида продукта.
Косвенные затраты, которые не относятся к конкретному виду продукции, а распределяются согласно некоторому правилу.
Метод ценообразования при этом основан на том, что цена продукции предприятия считается автоматически не меньше, чем совокупная ценность тех ресурсов, которые на нее потратили. Областью хорошей применимости этого метода является одна из двух следующих ситуаций:
Основная часть издержек прямо пропорциональна производству. Это происходит на предприятиях слабой степени перера-ботки, особенно в фасовке и сборке, когда влиянием всех затрат, кроме комплектующих проще всего пренебречь.
Спрос на продукцию слабо зависит от цены. Особенно сильно это заметно в практически монополизированных отраслях, типа строительства и других эксклюзивных услуг. В этом случае ценообразование осуществляется обычно расчетно-сметным методом.
Основным положительным качеством метода полного поглощения затрат является то, что именно на него направлено совре-менное российское законодательство.
Основным “узким местом” этого метода является то, что для определения себестоимости продукции по этому методу требу-ется распределить все косвенные затраты по видам продукции, причем этот способ распределения обычно не связан с цено-вой конъюнктурой, а определен инструкциями правительства и приказом об учетной политике предприятия. Особенно боль-но это бьет по предприятиям с низкой долей прямых затрат в себестоимости.
Все эти факты вызваны выбором времени учета влияния косвенных расходов при вычислении прибыли предприятия. Воз-можны следующие варианты:
Момент продажи продукции, произведенной в момент осуществления расходов.
Момент осуществления расходов.
Выбор первого варианта приводит к более стабильному начислению прибыли, когда в случае уменьшения продаж, несмотря на большие косвенные расходы этого периода, прибыль не становится отрицательной.

Рассмотрим пример с меняющимся объемом продаж, но неизменным выпуском продукции. Тогда в случае падения объема продаж при сохраняющихся объемах производства прибыль, рассчитанная по прямому методу может даже упасть ниже 0, а прибыль по методу поглощения останется положительной.
Однако в современной производственной системе был выявлен и еще один недостаток метода полного поглощения. Этот метод не предназначен для работы в системе с большим количеством переделов. Как пример этого свойства метода погло-щения можно привести следующий феномен, выявленный на одном из обследуемых предприятий консультантами ЗАО “РОЭЛ Консалтинг”: вследствие расчета себестоимости продукции вспомогательных цехов по методу полного поглощения общая себестоимость значительно завышалась, что приводило не только к штрафным санкциям за продажу ниже себестои-мости, но и к невозможности контроля затрат внутри предприятия. Суть этого явления была в том, что часть вспомогатель-ных цехов оказывала услуги другим, которые, в свою очередь, оказывали услуги этим. Это приводило к тому, что, будучи один раз учтенными в стоимости продукции вспомогательного цеха в качестве накладных расходов, накладные расходы это-го цеха еще раз учитывались в стоимости его продукции уже через сырье.
Лучше подходит к такой ситуации метод ценообразования, при котором не соотносящиеся напрямую с объемами продаж расходы учитываются в момент их осуществления. Он называется методом прямых затрат (direct-costing). Однако оказывает-ся, что далеко не все прямые расходы соотносятся с объемами продаж и далеко не все накладные расходы с ними не соотно-сятся. Пропорциональные объемам продаж расходы называются переменными, а не пропорциональные постоянными. Выде-ляются также расходы, ступенчато растущие при росте объемов продаж, которые называются условно-постоянными. Так как при использовании метода полного распределения затрат даже затраты на производство продукции слабо поддаются расче-ту, поэтому систему ценообразования будем рассматривать на базе прямого метода распределения затрат.
Для того, чтобы установить систему, в которой работает предприятие, необходимо решить задачу максимизации прибыли предприятия. Прибыль предприятия зависит от следующих показателей:
Цены.
Объемы продаж.
Затраты.
То есть ценовая политика предприятия тесно завязана на объем продаж и затраты. Для ее формирования необходимо опре-делить влияние продажи дополнительной единицы продукции на уровень прибыли предприятия.
Исходя из той же логики прибыль представляется в виде:
Прибыль=Маржинальная прибыль - Постоянные затраты.
При этом маржинальная прибыль равна сумме маржинальных прибылей на единицу продукции по всей продукции или:
Маржинальная прибыль=Выручка - Переменные затраты.
Однако вследствие того, что обычно производство и продажи ограничены не количеством продаваемого продукта, а наличи-ем какого-то ресурса, то применяется понятие маржинальная прибыль на единицу используемого ресурса.
Примером такого понятия является маржинальная рентабельность, являющаяся маржинальной прибылью на единицу вло-женных средств.
Маржинальная рентабельность=Маржинальная прибыль на единицу продукции / переменные издержки на единицу продук-ции.
Другим примером ограниченного ресурса являются производственные мощности.
Основным ограничением этого подхода является тот факт, что в нем подразумевается, что маржинальная прибыль на едини-цу продукции постоянна вне зависимости от объема продаж. Чтобы избежать этого ограничения сначала введем определение маржинальной прибыли, а потом посмотрим, как оно соотносится с ценой.
Определение. Маржинальная прибыль на единицу продукции есть изменение прибыли при изменении объема продаж на единицу.
Тогда если
- объем выпуска продукта, а
- прибыль от выпуска
единиц продукта.
Тогда маржинальная прибыль на единицу продукта вычисляется как

Аналогичным способом можно определить и расход ресурса на единицу продукции.

- объем ресурса
, необходимого для производства
единиц продукта.
Тогда расход ресурса на единицу продукта вычисляется как

Исходя из таких определений маржинальная прибыль на единицу используемого ресурса, часто называемая маржинальной рентабельностью по ресурсу может быть выражена следующим образом:

Если прибыль вычисляется как разность выручки, равной произведению цены продукта
на его объем, и переменных издержек на его производство, равных произведению удельных переменных издержек
на его объем, и постоянных издержек, то есть

,
то маржинальная прибыль на единицу продукции равна

Следовательно, если принять цену продукции не зависящей от объема, то получается стандартная формула для статической маржинальной прибыли.
Если ввести понятие эластичности спроса по цене, равной отношению доли увеличения спроса к доле, на которую снижена цена, то есть