Издержки производства фирмы представляют собой расходование факторов производства при создании какого-либо товара или услуги. С экономической точки зрения издержки производства отличаются от чисто бухгалтерского учета затрат фирмы. Бухгалтер сравнивает актив и пассив финансового баланса и на основе этого анализа оценивает эффективность деятельности фирмы в прошедшем периоде. К издержкам он отнесет фактически произведенные затраты сырья, материалов, оплату труда, амортизационные отчисления по капитальному оборудованию.
   Деление издержек на явные и альтернативные является одной из возможных их классификаций. Существуют и другие виды классификации,, такие как деление издержек на прямые и косвенные (накладные), постоянные и переменные.
   Прямые издержки - это такие издержки, которые можно полностью отнести к товару или услуге. К ним относятся:
стоимость сырья и материалов, используемых при производстве и реализации товаров и услуг; заработная плата рабочих (сдельная), непосредственно занятых производством товаров; иные прямые затраты (все расходы, которые так или иначе непосредственно связаны с товаром).
   Косвенные (накладные) издержки - это издержки, не связанные напрямую с тем или иным товаром, а относятся к фирме в целом. Они включают:
расходы на содержание административного аппарата; арендную плату; амортизацию; проценты за кредит и т.п.
   Критерием разделения издержек на постоянные и переменные является их зависимость от объема производства.
   Постоянные издержки FC (англ. fixed costs) - это издержки, которые не зависят от объема производства.
   Переменные издержки VC (англ. variable costs) - это издержки, зависящие от объема производства. Прямые затраты на сырье, материалы, рабочую силу и т.п. изменяются в зависимости от масштабов деятельности. Такие накладные расходы, как комиссионные торговым посредникам, плата за телефонные разговоры, затраты на канцелярские товары, увеличиваются с расширением бизнеса, а поэтому в данном случае относятся к категории переменных издержек. Однако в большинстве своем прямые издержки фирмы всегда относятся к категории переменных, а накладные расходы относятся к постоянным.
  Сумма постоянных и переменных издержек представляет собой валовые,или суммарные, издержки фирмы ТС(анг.total costs).
  Под средними понимаются издержки фирмы на производство и реализацию единицы товара. Выделяют: средние постоянные издержки AFC (англ. average fixed costs), которые рассчитывают путем деления постоянных издержек фирмы на объем производства; средние переменные издержки AVC (англ. average variable costs), исчисляемые путем деления переменных издержек на объ-ем производства; средние валовые издержки или полная себестоимость единицы изделия АТС (англ. average total costs ), которые определяют как сумму средних переменных и средних постоянных издержек или как частное от деления валовых издержек на объем вы-пуска.
   издержки возникают в результате приобретения ресурсов
Виды затрат предприятия.
   Затраты — это стоимостная оценка использованных компанией производственных ресурсов.
По воспроизведенному признаку затраты предприятия подразделяются на три вида:
1. затраты на производство и реализацию продукции, образующие ее себестоимость. Это текущие затраты, покрываемые из выручки от реализации продукции при посредстве кругооборота оборотного капитала;
2. затраты на расширение и обновление производства. Как правило, это крупные единовременные вложения средств капи-тального характера под новую или модернизированную продукцию. Они расширяют применяемые факторы производства, увеличивают уставный капитал. Затраты состоят из капитальных вложений в основные фонды, прироста норматива оборотных средств, затрат на формирование дополнительной рабочей силы для нового производства. Эти затраты имеют особые источники финансирования: амортизационный фонд, прибыль, эмиссия ценных бумаг, кредит и проч.;
3. затраты на социально-культурные, жилищно-бытовые и иные аналогичные нужды предприятия. Они прямо не связаны с производством и финансируются из специальных фондов, формируемых в основном из распределяемой прибыли.
   Операционный анализ – это метод «издержки – объем – прибыль». Этот анализ позволяет выявить зависимость финансовых результатов деятельности предприятия от объемов производства и сбыта и издержек на производство и сбыт. Пожалуй, главным достоинством операционного анализа является возможность простого и эффективного моделирования влияния на размер прибыли, получаемой предприятием, изменения сразу нескольких факторов: объема и структуры производства и реализации; состава и величины затрат; цен на продукты.
Современные системы управления базируются на анализе зависимости между изменениями объема производства, выручки от реализации продукции, затрат и чистой прибыли. Такой анализ получил название операционного (от англ. CVP — Cost — Volume — Profit, или затраты — объем — прибыль). CVP-анализ — основной инструмент оперативного финансового планирования внутри предприятия, он позволяет отслеживать зависимость финансовых результатов деятельности предприятия от затрат, объемов производства и цены.
   Ключевыми элементами операционного анализа являются:
1) порог рентабельности; 2) операционный рычаг; 3) запас финансовой прочности.
   Порог рентабельности. Операционный анализ позволяет определить выручку, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не получает прибыли. Такой объем выручки называют критической точкой. Точка безубыточности = Пост.Расходы/(Цена - ПеременныеРасходы)
   Маржинальная прибыль — это превышение выручки от реализации над всеми переменными затратами, т.е. = Выручка - Переменные затраты
   Операционная прибыль  - выручка - переменные затраты - постоянные затраты.
   Операционный рычаг (операционный леверидж) показывает во сколько раз темпы изменения прибыли от продаж превышают темпы изменения выручки от продаж. Зная операционный рычаг можно прогнозировать изменение прибыли при изменении выручки. Выручка / Прибыль
   Запас финансовой прочности — это кромка безопасности предприятия. Расчет этого показате-ля позволяет оценить возможность дополнительного снижения выручки от реализации продукции в границах точки безубы-точности. Поэтому запас финансовой прочности — это не что иное, как разница между выручкой от реализации и порогом рентабельности. Запас финансовой прочности измеряется либо в денежном выражении, либо в процентах к выручке от реа-лизации продукции: ЗПд = (Bыручка - выручка в точке безубыточности)/Bыручка * 100%