Простейший метод ценообразования базисных цен — исходя из расчета издержек (себестоимость плюс наценки) — основан на добавлении стандартных наценок, обеспечивающих получение определенной прибыли, к величине себестоимости про-дукта на пути движения продукта от производителя к потребителю.
Например, некая фармацевтическая компания имеет следующие издержки и ожидаемый объем сбыта:
Переменные издержки - 1 доллар
Постоянные издержки  - 200 000 долларов
Предполагаемый объем сбыта - 100 000 упаковок
Стоимость одной упаковки вычисляется по формуле:
стоимость упаковки = переменные издержки производства одной упаковки + постоянные издержки/объем сбыта  = 1, 00 + 200 000/100 000 = 1, 00 + 2, 00 = 3, 00 USD
Теперь предположим, что компания запланировала установить 50% торговую наценку (mark — up), или 0,5. В этом случае окончательная цена составит:
цена с наценкой = стоимость упаковки (единицы товара)/(1 – запланированная торговая наценка) = 3/(1 — 0,5) = 3/0,5 = 6 USD
Недостатки метода ценообразование «себестоимость плюс наценка» следующие: цена формируется без учета спроса на то-вар и без учета цен конкурентов. Более того, этот метод срабатывает лишь в случае, если установленная цена приводит к запланированному объему сбыта. Когда объем сбыта оказывается ниже запланированного, издержки производителя на еди-ницу продукции (в данном случае на одну упаковку лекарственного препарата) повышаются. Это связано с распределением постоянных издержек между меньшим количеством реализованных единиц товара (упаковок).
Предположим, объем реализации составил не 100 000 упаковок в год, как планировалось, а 50 000. В этом случае 200 000 постоянных расходов распределяются не на 100 000 упаковок, а на 50 000. В этом случае постоянные издержки на упаковку лекарственного препарата составят:
200 000/50 000 = 4, 00 USD, а не 2, 00 USD как в случае выполнения плана.
Несмотря на все недостатки, метод ценообразования «себестоимость плюс наценка» является популярным при определении цены товаров широкого потребления. Это обусловливается следующим:
- Компаниям легче рассчитать издержки, чем оценить спрос
- Цены в отрасли будут приблизительно одинаковыми, если этим методом пользуется большинство компаний данной отрасли
- Методика расчета цены методом «себестоимость плюс наценка» считается более справедливой по отношению как к продавцам, так и к потребителям (в случае ажиотажного спроса компания не завышает цену и в то же время имеет возмож-ность получить справедливую норму прибыли на вложенный капитал).