Инвестиционная стратегия — система долгосрочных целей инвестиционной деятельности предприятия, определяемых общими задачами его развития и инвестиционной идеологией, а также выбор наиболее эффективных путей их достижения. Разработанная инвестиционная стратегия:
1. обеспечивает механизм реализации долгосрочных общих и инвестиционных целей предстоящего экономического и социального развития предприятия; 2. позволяет оценить инвестиционные возможности предприятия; 3 позволяет максимально использовать инвестиционный потенциал и активно маневрировать инвестиционными ресурсами; 4.обеспечивает возможность быстрой реализации новых перспективных инвестиционных возможностей, которые неизбежно возникают в процессе изменений факторов внешней рыночной инвестиционной среды; 5.   позволяет прогнозировать возможные варианты развития внешней инвестиционной среды и уменьшить влияние негативных факторов на деятельность предприятия; 6 обеспечивает четкую взаимосвязь стратегического текущего и оперативного управления инвестиционной деятельностью предприятия;
7 отражает преимущества предприятия в конкурентном окружении; 8. определяет соответствующую политику инвестиционной деятельности в рамках реализации наиболее важных стратегических инвестиционных решений.
   Основные принципы.
Принцип инвайронментализма рассматривает предприятие как открытую для активного взаимодействия с внешней инвестиционной средой социально-экономическую систему, способную к самоорганизации.
Принцип соответствия Инвестиционная стратегия рассматривается как один из главных факторов обеспечения эффективного развития предприятия, оказывающий существенное влияние на формирование стратегического развития операционной деятельности предприятия.
Принцип сочетания. Этот принцип состоит в обеспечении сочетания перспективного, текущего и оперативного управления инвестиционной деятельностью.
Принцип преимущественной ориентации на предпринимательский стиль стратегического управления. Различают два стиля инвестиционного поведения предприятия в стратегической перспективе: приростной (рассматривается как консервативный) и предпринимательский (рассматривается как агрессивный, ориентированный на ускоренный рост).
Принцип инвестиционной гибкости и альтернативности. Инвестиционная стратегия должна быть разработана с учетом адаптивности к изменениям факторов внешней инвестиционной среды с учетом поиска альтернативных вариантов направлений, форм и методов осуществления инвестиционной деятельности.
Инновационный принцип. Реализация общих целей стратегического развития предприятия в значительной степени зависит от того, насколько его инвестиционная стратегия отражает достигнутые результаты научно-технического прогресса и адаптирована к быстрому использованию новых его результатов.
Принцип минимизации инвестиционного риска. В зависимости от различного инвестиционного поведения по отношению к риску уровень его допустимого значения в процессе разработки инвестиционной стратегии на каждом предприятии должен устанавливаться дифференцированно.
Принцип компетентности. Реализацию инвестиционной стратегии должны обеспечивать подготовленные, профессиональные специалисты.
   Базовыми стратегиями операционной деятельности предприятия, реализацию которых обеспечивает инвестиционная стратегия, являются: ограниченный рост, ускоренный рост, сокращение (сжатие), сочетание (комбинирование).
Стратегию ограниченного роста используют предприятия со стабильным ассортиментом продукции и производственными технологиями, слабо подверженными влиянию научно-технического прогресса.
Стратегию ускоренного роста выбирают предприятия на ранних стадиях своего жизненного цикла, функционирующие в динамично развивающихся отраслях, которые подвержены сильному влиянию научно-технического прогресса.
Стратегия сокращения (сжатия) характерна для предприятий, находящихся на последних стадиях своего жизненного цикла, а также в фазе финансового кризиса. Она предусматривает сокращение объема и ассортимента выпускаемой продукции, уход с отдельных сегментов рынка и т.п.
Стратегия сочетания (комбинирования) используется наиболее крупными предприятиями с широкой отраслевой и региональной диверсификацией инвестиционной деятельности. Она объединяет в себе различные типы частных стратегий стратегических зон хозяйствования или стратегических хозяйственных центров.
   Процесс разработки инвестиционной стратегии является частью общей системы стратегического выбора предприятия и включает:
1. постановку целей инвестиционной стратегии; 2. оптимизацию структуры формируемых инвестиционных ресурсов и их распределения; 3. выработку инвестиционной политики по наиболее важным аспектам инвестиционной деятельности; 4. поддержание взаимоотношений с внешней инвестиционной средой.
   Процесс разработки инвестиционной стратегии предприятия складывается из следующих этапов: 1.определение общего периода формирования инвестиционной стратегии; 2.формирование стратегических целей инвестиционной деятельности; 3. обоснование стратегических направлений и форм инвестиционной деятельности; 4. определение стратегических направлений формирования инвестиционных ресурсов; 5. формирование инвестиционной политики по основным направлениям инвестиционной деятельности; 6. оценка результативности разработанной инвестиционной стратегии.
   В реальной практике инвестиционная стратегия предприятия в той или иной степени включает все перечисленные выше ее разновидности. Всегда существуют проблемы прекращения производства устаревших, пришедших к концу своего жизненного цикла изделий, освоения новых изделий с получением места для них на рынке, достаточного на первом этапе для безубыточной деятельности, развития и совершенствования, увеличения масштабов производства этих изделий. Удельный вес отдельных частных стратегий по отдельным этапам этого цикла должен меняться.
   Пределы стратегия выживания, например, ограничиваются его этапами при внедрении на рынок и началом спада. Именно в эти моменты предприятие может позволить себе отказаться от получения прибыли, но функционировать при этом безубыточно.
   С момента начала выпуска товара до устойчивого вывода его на рынок в типичных условиях производства требование безубыточной деятельности не всегда реально. Точно так же издержки начинают чрезмерно увеличиваться и производство становится нерентабельным, когда рынок теряет интерес к предлагаемому ему товару, наступает момент спада его производства. Непосредственно в этот момент предприятие еще может функционировать безубыточно, но если при этом пропускается срок, когда следует перейти уже к стратегии ликвидации, то издержки продолжают расти и производство становится все более и более убыточным.
   В то же время на восходящих этапах жизненного цикла предприятие должно систематически действовать на основе стратегии развития. Она может существенно удлинить жизненный цикл уже освоенного производством товара, а в случаях, когда такая задача является по каким-либо причинам неактуальной, обеспечить свое­временную замену закончившего этот цикл товара новым.
   Следует отметить, что все вышесказанное остается актуальным и в условиях экономического кризиса. Поскольку единственным оправданием любого кризиса является выход из него с более прогрессивной структурой производства, его глубокая структурная перестройка, особое значение приобретает ликвидационная ин­вестиционная стратегия, обеспечивающая прекращение производства неконкурентных, не имеющих перспективы товаров. В то же время становится чрезвычайно важным осуществление инвестиций в рамках стратегии развития, позволяющей предприятию выйти из кризиса обновленным, с обнадеживающими рыночными перспективами. Это требует, как правило, чрезвычайных усилий при резко ограниченных возможностях финансирования, а также необходимости экономить на всем, неизбежных самоограничениях и т.д. Но только при этих условиях предприятие может сохраниться как жизнеспособный субъект экономики. Сказанное не означает, что теряет свое значение стратегия выживания. Наоборот, только при ее последовательном осуществлении и становятся возможными те коренные преобразования, которые выводят предприятие из состояния кризиса. В условиях нестабильного, часто резко сокращающегося спроса, снижения цен единственный способ сохранить уже отлаженное производство традиционных товаров —поддерживать его хотя бы на уровне безубыточности.