Для определения состава и сроков осуществления различных мероприятий в рамках инвестиционной политики и обеспечения их Финансовыми ресурсами предприятия разрабатывают бизнес-планы и инвестиционных проектов, которые после проведения экспертизы Утверждаются их дирекцией и служат руководством для практическое деятельности.
     Бизнес-план представляет собой стандартный для индустриально развитых стран документ, в котором подробно обоснована концепция реального инвестиционного проекта и приведены его основные параметры.
     Бизнес-план предназначен для доведения деловой информации до всех заинтересованных участников инвестиционного проекта: потенциальных инвесторов и кредиторов, экспертов, аналитиков, местной Администрации и т. д. Понимание бизнес-плана как документа связано с закрытостью всей содержащейся в нем информации, что подтверждается соответствующей записью ответственных лиц. Слово «бизнес» выражает учет рыночного окружения производственно-коммерческой деятельности предприятия, реализующего инвестиционный проект.
     Современная практика свидетельствует о том, что предприятие для осуществления реального инвестирования должно иметь четкое пред­ставление о следующих ключевых параметрах:
• масштаб своей производственной и коммерческой деятельности и перспективы ее развития;
• сырьевое, техническое и кадровое обеспечение своего проекта;
• объем необходимых капитальных вложений и сроки их возврата;
• финансовые ресурсы, привлекаемые для реализации проекта;
• риски, связанные с реализацией проекта, и способы защиты от них.
Бизнес-план инвестиционного проекта может иметь следующую примерную структуру:
1. Титульная страница бизнес-плана - содержит название компании, ее юридический и фактический адреса, телефоны, e-mail и адрес сайта (если есть), наименование и полные реквизиты собственников компании, наименование и очень кратко (одним предложением) - суть проекта, информацию о исполнителях проекта и дату его составления.
2. Резюме проекта - представляет собой основные положения, суть, "выжимки" из проекта, его основные выводы. Цель ре-зюме - заинтересовать инвестора и заставить его подробнее ознакомиться с содержанием бизнес-плана. Объем резюме про-екта в бизнес-плане обычно составляет 2-3 страницы текста, который должен быть составлен простыми словами без исполь-зования терминологии и простыми предложениями. Резюме должно показать инвестору выгодность и перспективность вло-жений в представляемый инвестиционный проект.
3. Описание компании - автора инвестиционного проекта - содержит основную информацию о компании, которая предлагает данный инвестиционный проект, ее полные реквизиты, информацию о учредителях и их реквизиты, цели компании, сведе-ния о руководстве, историю компании, достижения, организационную структуру, основные продукты, и место компании на рынке.
4. Описание продукта или услуги - включает информацию о продукте или услуге, его основных характеристиках, основных потребителях, потребительских свойствах товара, отличиях от существующих аналогов, информацию патентах и лицензиях.
5. Маркетинговый анализ - содержит информацию о имеющихся на рынке товарах, продукции конкурентов, сравнение ха-рактеристик и потребительских качеств товаров конкурентов и предлагаемого продукта, информацию о наименовании кон-курентов и их реквизиты, цены конкурентов и их стратегию продвижения товаров.
Маркетинговый анализ - самый первый и очень важный этап в написании бизнес-плана. Важнейшим разделом в маркетинго-вом анализе является определение объемов рынка сбыта продукции, доли рынка конкурентов, определение мотивации поку-пателей к принятию решения о покупке.
Основной задачей данного раздела бизнес-плана является дать ответ на вопросы - сколько и какого именно товара требует рынок, по какой цене и почему именно его готовы покупать потребители. В этом разделе также должен быть приведен ана-лиз состояния и тенденций развития отрасли, средняя прибыльность и объемы производства предприятий отрасли, степень развития конкуренции и барьеры вхождения в нее.
6. Стратегия продвижения товара - здесь основным является определение рыночной ниши, т.е. того, какой именно и для ка-ких категорий потребителей предназначен товар, количественный и качественный анализ потребителей, где они расположе-ны, какими именно методами и каналами сбыта предлагается реализовывать товар или услугу. Приводится информация о стратегии рекламирования продукта или услуги, затратах на маркетинг, ценообразовании, политике при работе с покупате-лями. Этот раздел бизнес-плана часто является его самым слабым местом и может быть недостаточно проработан неопыт-ным разработчиком бизнес-плана.
7. Производство - в случае, если это производственное предприятие, данный раздел бизнес-плана включает информацию о выбранной технологии производства, мотивации ее выбора, описание основных технологических процессов предприятия, схему его работы, расстановку оборудования. Если предполагается реконструкция или строительство, то приводится описа-ние технических решений, их технико-экономическое обоснование и расчеты затрат на реконструкцию или строительство.
В разделе приводятся расчеты потребности в материалах и сырье на производство продукции, затраты на их закупку, дина-мика цен, анализ поставщиков, затраты на обслуживание и плановые ремонты оборудования. В случае, если специфика про-изводства того требует, приводится информация о необходимости приобретения лицензий и прочих разрешений и согласо-ваний, требования по технике безопасности труда.
В случае, если разрабатывается инвестиционный проект торгового или обслуживающего предприятия, этот раздел бизнес-плана делается более подробным. Он включает значительно больший объем информации о поставщиках, их оценке и выбо-ре, потребностях в конкретных товарах и их группах, методах закупки, потребностях в складских и торговых помещениях, их географическом местоположении и наличии спроса на предлагаемые товары в каждой торговой точке и по каждому това-ру. По поставщикам также приводится информация о их местонахождении, дается их краткая характеристика и приводятся реквизиты.
В случае, если это строительное или сервисное предприятие отражается также информация о подрядчиках, дается их харак-теристика и реквизиты.
8. План по персоналу - в этом разделе бизнес-плана приводится информация о потребности в персонале, его количестве и квалификации, анализ рынка труда по каждой позиции работников, приводятся расчеты затрат на оплату труда персонала, его социальное обеспечение, методы стимулирования и обучение.
9. Организационная структура и управление - содержит схему организационной структуры управления предприятием, ин-формацию о количественном и качественном составе подразделений предприятия, требования к его квалификации, расчет затрат на оплату труда, социальное обеспечение и стимулирование труда управляющего персонала.
В случае реорганизации или вновь создаваемого предприятия дается информация о форме собственности предприятия, его основных или предполагаемых акционерах, их реквизиты, доли в капитале предприятия, процесс принятия решений и прин-ципы управления.
10. Финансовый план - самая интересная часть бизнес-плана с практической точки зрения, он показывает какие финансовые ресурсы потребуются для реализации инвестиционного проекта и в какие периоды времени, а также отдачу от проекта при заданных исходных данных и верности выводов маркетингового исследования. В финансовом плане приводятся или рассчи-тываются все денежные потоки предприятия - затраты, выручка от реализации, налоги и прибыль.
11. Анализ рисков проекта - в этом разделе бизнес-плана дается описание возможных рисков проекта и их характеристика, а также приводится стратегия по их минимизации.
12. Приложения к бизнес-плану - это документы, на базе которых был составлен бизнес-план: данные маркетинговых иссле-дований, спецификации и подробные описания продуктов, развернутые характеристики конкурентов и их продуктов, копии рекламных материалов, прайс-листов, каталогов, письма от покупателей и заказчиков, контракты, резюме руководителей проекта и подразделений предприятия, заключения экспертов и прочие документы.