Дебиторская задолженность (англ. Accounts receivable (A/R)— сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компа-нии со стороны других предприятий, фирм, компаний, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами[. Что со-ответствует как международным, так и российским стандартам бухгалтерского учёта.
Дебиторская задолженность в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности определяется как сум-ма, причитающаяся компании от покупателей (дебиторов).
Дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию из хозяйственного оборота собственных оборотных средств, этот процесс сопровождается косвенными потерями в доходах предприятия.
Дебиторская задолженность возникает в случае, если услуга (или товар) проданы, а денежные средства не получены. Как правило, покупателем не предоставляется какого-либо письменного подтверждения задолженности за исключением подписи о приемке товара на товаросопроводительном документе.
Дебиторская задолженность относится к оборотным активам компании вне зависимости от срока её погашения.
Оборачиваемость дебиторской задолженности (receivables turnover ratio — RTR) — отношение выручки от реализации к средней сумме счетов к получению за минусом резервов на сомнительные позиции.
RTR = (продажи в кредит или выручка) / (средняя дебиторская задолженность).
Коэффициент показывает, сколько раз счета к получению превращались в денежные средства или сколько единиц выручки получено с 1 руб. дебиторской задолженности. Чем выше его значение, тем меньший период времени проходит между от-грузкой продукции потребителям и моментом их оплаты. Высокие значения этого показателя положительно отражаются на его ликвидности и платежеспособности.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в днях (day’s sales outstanding — DSO) рассчитывают по форму-ле:
DSO = (Средняя деб. задолженность * 365) / (Продажи в кредит или Выручка).
Характеризует средний период времени, в течение которого средства от покупателей поступают на расчетные счета пред-приятия. Отсюда его другое распространенное название и аббревиатура — ACP (average collection period). Чем меньше зна-чение данного показателя, тем в более выгодных условиях находится предприятие.
Управление дебиторской задолженностью — отдельная функция финансового менеджмента, основной целью которой явля-ется увеличение прибыли компании за счёт эффективного использования дебиторской задолженности, как экономического инструмента.
Основные задачи
1. комплексная проверка дебитора на начальном этапе
2. юридическое сопровождение сделок
3. финансирование дебиторской задолженности
4. учет, контроль, оценка эффективности дебиторской задолженности
5. взыскание просроченного долга
6. претензионная работа с недисциплинированными дебиторами
Функции
планирование (определение финансовых и управленческих целей)
1. организационная функция (обеспечение выполнения запланированных целей)
2. мотивирование (утверждение системы мотивации для сотрудников участвующих в процессе управления дебитор-ской задолженностью)
3. контроль
4. анализ результатов и обратная связь
Участники
В современной экономике управление дебиторской задолженностью давно вышло за пределы функций только лишь финан-сового менеджмента. В современной коммерческой организации в процессе управления задействованы следующие лица и структурные подразделения:
1. Генеральный директор
2. Коммерческий отдел и отдел продаж (коммерческий директор, руководитель отдела продаж, менеджеры по прода-жам)
3. Финансовый отдел (финансовый директор, финансовый менеджер)
4. Юридический отдел и служба безопасности
Проблема ликвидности дебиторской задолженности – становится ключевой проблемой почти каждой организации. Она, в свою очередь, расчленяется на несколько проблем: оптимальный объем, оборачиваемость, качество дебиторской задолжен-ности.
Решение этих проблем требует квалифицированного управления дебиторской задолженностью, что является одним из видов укрепления финансового положения фирмы. Опыт реформирования предприятий показывает, что меры по возврату деби-торской задолженности входят в группу наиболее действенных мер повышения эффективности за счет внутренних резервов предприятия и могут быстро принести положительный результат. Возврат задолженности в сжатые сроки – реальная воз-можность пополнения дефицитных оборотных средств. Управление дебиторской задолженностью может быть отождествле-но с любым другим видом управления как процесс реализации специфических управленческих функций: планирования, ор-ганизации, мотивации и контроля.
Планирование – это предварительные финансовые решения. Чтобы оно было эффективным, необходимо: определить долго-срочную цель организации, сформулировать стратегию организации, определить политику действий, выбрать рациональные процедуры действий.
Организация управления означает координацию действий по такой последовательности: вся область действий должна быть сгруппирована по выбранным функциям; лицам, которые ответственны за свою деятельность, должны быть предоставлены адекватные права.
Под мотивацией подразумевается совокупность психологических моментов, которыми определяется поведение человека в целом.
Действия по контролю – это: подготовка стандартов действий, сравнение фактических результатов со стандартными.
Таким образом, управление дебиторской задолженностью представляет собой часть общего управления оборотными актива-ми и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности, обеспечении своевременной ее инкассации. В основе квалифицированно-го управления дебиторской задолженностью фирмы лежит принятие финансовых решений по следующим фундаментальным вопросам:
1. учет дебиторской задолженности на каждую отчетную дату;
2. диагностический анализ состояния и причин, в силу которых у фирмы сложилось негативное положение с ликвид-ностью дебиторской задолженности;
3. разработка адекватной политики и внедрение в практику фирмы современных методов управления дебиторской за-долженностью;
4. контроль за текущим состоянием дебиторской задолженности.
Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными ак-тивами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключаю-щейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
Задачами управления дебиторской задолженностью являются:
1. ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
2. выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
3. определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;
4. ускорение востребования долга;
5. уменьшение бюджетных долгов;
6. оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользо-вания средств, замороженных в дебиторской задолженности.