Управление денежными средствами – основа эффективного финансового менеджмента. Современные методы планирования, учета и контроля денежных средств позволяют руководителю определить, какие из подразделений и бизнес-линий предпри-ятия генерируют наибольшие денежные потоки, в какие сроки и по какой цене наиболее целесообразно привлекать финансо-вые ресурсы, во что эффективно инвестировать свободные денежные средства.
Основными задачами анализа денежных средств являются:
- оперативный, повседневный контроль за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе предприятия;
- контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению;
- контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;
- контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;
- своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности;
- диагностика состояния абсолютной ликвидности предприятия;
- прогнозирование способности предприятия погасить возникшие обязательства в установленные сроки;
- способствование грамотному управлению денежными потоками предприятия.
С позиции теории инвестирования денежные средства представляют собой один из частных случаев инвестирования в то-варно-материальные ценности. Поэтому к ним применимы общие требования. Во-первых, необходим базовый запас денеж-ных средств для выполнения текущих расчетов. Во-вторых, необходимы определенные денежные средства для покрытия непредвиденных расходов. В-третьих, целесообразно иметь определенную величину свободных денежных средств для обес-печения возможного или прогнозируемого расширения деятельности.
Таким образом, к денежным средствам могут быть применены модели, разработанные в теории управления запасами и по-зволяющие оптимизировать величину денежных средств. Речь идет о том, чтобы оценить:
а) общий объем денежных средств и их эквивалентов;
б) какую их долю следует держать на расчетном счете, а какую в виде быстрореализуемых ценных бумаг;
в) когда и в каком объеме осуществлять взаимную трансформацию денежных средств и быстрореализуемых активов.
В западной практике наибольшее распространение получили модель Баумола и модель Миллера – Орра. Первая была разра-ботана В. Баумолом (W. Baumol) в 1952 г., вторая – М. Миллером (М. Miller) и Д. Орром (D. Оrr) в 1966 г. Непосредственное применение этих моделей в отечественную практику пока затруднено ввиду сильной инфляции, аномальных учетных ставок, неразвитости рынка ценных бумаг и т.п., поэтому приведем лишь краткое теоретическое описание данных моделей.
Модель Баумола. Предполагается, что предприятие начинает работать, имея максимальный и целесообразный для него уро-вень денежных средств, и затем постоянно расходует их в течение некоторого периода времени. Все поступающие средства от реализации товаров и услуг предприятие вкладывает в краткосрочные ценные бумаги. Как только запас денежных средств истощается, т.е. становится равным нулю или достигает некоторого заданного уровня безопасности, предприятие продает часть ценных бумаг и тем самым пополняет запас денежных средств до первоначальной величины. Таким образом, динамика остатка средств на расчетном счете представляет собой «пилообразный» график.

Рис.  График изменения остатка средств на расчетном счете (модель Баумола)
Сумма пополнения (Q) вычисляется по формуле
Q = √ (2 * V * с) / r,             
где V – прогнозируемая потребность в денежных средствах в периоде (год,
квартал, месяц);
с – расходы по конвертации денежных средств в ценные бумаги;
r – приемлемый и возможный для предприятия процентный доход по краткосрочным финансовым вложениям, например, в государственные ценные бумаги.
Таким образом, средний запас денежных средств составляет Q/2, а общее количество сделок по конвертации ценных бумаг в денежные средства (k) равно:
k = V / Q.               
Общие расходы (ОР) по реализации такой политики управления денежными средствами составят:
ОР = с * k + r * (Q / 2).       
Первое слагаемое в этой формуле представляет собой прямые расходы, второе – упущенная выгода от хранения средств на расчетном счете вместо того, чтобы инвестировать их в ценные бумаги.
Модель Баумола проста и в достаточной степени приемлема для предприятий, денежные расходы которых стабильны и. про-гнозируемы. В действительности такое случается редко; остаток средств на расчетном счете изменяется случайным образом, причем возможны значительные колебания.
Модель, разработанная Миллером и Орром, представляет собой компромисс между простотой и реальностью. Она помогает ответить на вопрос: как предприятию следует управлять своим денежным запасом, если невозможно предсказать каждо-дневный отток или приток денежных средств? Миллер и Орр используют при построении модели процесс Бернулли – сто-хастический процесс, в котором поступление и расходование денег от периода к периоду являются независимыми случай-ными событиями.
Логика действий финансового менеджера по управлению остатком средств на расчетном счете представлена па рисунке 3.3. и заключается в следующем. Остаток средств на счете хаотически меняется до тех пор, пока не достигает верхнего предела. Как только это происходит, предприятие начинает покупать достаточное количество ценных бумаг с целью вернуть запас денежных средств к некоторому нормальному уровню (точке возврата). Если запас денежных средств достигает нижнего предела, то в этом случае предприятие продает свои ценные бумаги и таким образом пополняет запас денежных средств до нормального предела.

Рис3.  Концепция модели Миллера – Орра
При решении вопроса о размахе вариации (разность между верхним и нижним пределами) рекомендуется придерживаться следующей политики: если ежедневная изменчивость денежных потоков велика или постоянные затраты, связанные с по-купкой и продажей ценных бумаг, высоки, то предприятию следует увеличить размах вариации и наоборот. Также рекомен-дуется уменьшить размах вариации, если есть возможность получения дохода благодаря высокой процентной ставке по цен-ным бумагам.
Реализация модели осуществляется в несколько этапов.
1. Устанавливается минимальная величина денежных средств (Он), которую целесообразно постоянно иметь на расчетном счете (она определяется экспертным путем исходя из средней потребности предприятия в оплате счетов, возможных требо-ваний банка и др.).
2. По статистическим данным определяется вариация ежедневного поступления средств на расчетный счет (v).
3. Определяются расходы (Pх) по хранению средств на расчетном счете (обычно их принимают в сумме ставки ежедневного дохода по краткосрочным ценным бумагам, циркулирующим на рынке) и расходы (Рт) по взаимной трансформации денеж-ных средств и ценных бумаг (эта величина предполагается постоянной; аналогом такого вида расходов, имеющим место в отечественной практике, являются, например, комиссионные, уплачиваемые в пунктах обмена валюты).
4. Рассчитывают размах вариации остатка денежных средств на расчетном счете (S) по формуле:
                     
5. Рассчитывают верхнюю границу денежных средств на расчетном счете (Ов), при превышении которой необходимо часть денежных средств конвертировать в краткосрочные ценные бумаги:
Ов = Он + S.                         
6. Определяют точку возврата (ТВ) – величину остатка денежных средств на расчетном счете, к которой необходимо вер-нуться в случае, если фактический остаток средств на расчетном счете выходит за границы интервала (Он, Ов):
Тв = Он + (S / 3).                 
Методы управления денежными средствами предусматривают:
- синхронизацию денежных потоков;
- использование денежных средств в пути;
- ускорение денежных поступлений;
- контроль выплат.
Синхронизация денежных потоков. Стараясь увеличить достоверность прогнозов, и добившись того, чтобы денежные по-ступления сочетались с денежными выплатами наилучшим образом, фирма может сократить текущий остаток на счете банка до минимума. Зная об этом, компании, занимающиеся предоставлением коммунальных услуг, нефтяные компании, компа-нии по производству кредитных карточек и другие договариваются с поставщиками о перечислении сумм, подлежащих вы-плате, а с покупателями о получении задолженности в соответствии с постоянными в течение месяца «платежными цикла-ми». Это способствует синхронизации денежных потоков и в свою очередь помогает сократить остаток средств на счете, уменьшить банковские кредиты, снизить расходы на выплату процентов и увеличить прибыль.
Использование денежных средств в пути. Денежные средства в пути (float) есть разница между остатком денежных средств, отраженным в текущем счете фирмы и проходящим по банковским документам. Таким образом, на банковском счете в тече-ние какого-то времени будет находиться дополнительная сумма денег, которая может быть использована. Если работа с де-биторами в данной фирме налажена лучше, чем у ее кредиторов (это характерно для крупных и более прибыльных фирм), то учетные документы фирмы будут показывать отрицательное сальдо; тогда как документы банка, который контролирует ее операции, - положительное.
Ускорение денежных поступлений. Не менее важной проблемой при управлении денежными средствами является поиск способов увеличения их поступления на предприятие. Рассмотрим основные из них.
1. Рекомендации по изысканию дополнительных денежных поступлений от основных средств предприятия:
- проанализировать степень использования оборудования/имущества с тем, чтобы определить перечень имущества, не ис-пользуемого в текущей хозяйственной деятельности; обсудить с инженерным персоналом какое оборудование является не-обходимым для поддержания текущего и ожидаемого уровня производства, возможности оптимизации использования по-мещений;
- определить круг потенциальных покупателей/пользователей излишнего оборудования/имущества посредством изучения конкурентов или возможностей альтернативного использования рассматриваемого имущества;
- выбрать наиболее подходящие каналы коммуникации для эффективного доведения до участников рынка предложения о продаже/сдаче в аренду имущества;
- сдать в аренду/продать мало используемое оборудование/имущество;
выполните процедуры консервации имущества, что позволит исключить это имущество из расчета налогооблагаемой базы при расчете платежей по налогу на имущество.
2. Рекомендации по взысканию задолженности с целью ускорения оборачиваемости денежных средств:
- создать систему оценки клиентов, которая бы суммировала все риски, связанные с деловым партнером. Общая зависимость от такого партнера будет включать его дебиторскую задолженность, товары на складе, подготовленные к отгрузке, продук-цию в производстве, предназначаемую этому клиенту. Установить формальные лимиты кредита каждому клиенту, которые будут определяться общими отношениями с этим клиентом, потребностями в денежных средствах, и оценкой финансового положения конкретного клиента;
- сделать менеджеров по продажам ответственными за наблюдением и обновлением статуса клиента. Привязать оплату их труда к реальному сбору денежных средств с клиентов, с которыми они работают.
3. Рекомендации по разграничению выплат кредиторам по степени приоритетности для уменьшения оттока денежных средств:
- разделить поставщиков на категории по степени их важности для деятельности и прибыльности компании. Интенсифици-ровать контакты с критически важными поставщиками с тем, чтобы укрепить взаимопонимание и стремление к сотрудниче-ству;
- предложить различные схемы платежей: убедить кредиторов, что новый подход был бы наилучшим способом для обеих сторон сохранить взаимовыгодные отношения;
- отложить осуществление платежей менее важным поставщикам;
- найти альтернативных поставщиков, предлагающих более выгодные условия, и использовать эту информацию для даль-нейших переговоров с нынешними поставщиками.
4. Рекомендации по реорганизации инвентарных запасов:
- разнести по категориям запасы по степени их важности для стабильности деятельности компании. Проанализировать обо-рот запасов по видам: уменьшить объемы тех видов запасов, которые не являются критическими для функционирования бизнеса;
- уменьшить размеры неприкосновенных запасов (или запасов, хранящихся в качестве буфера) за счет достижения догово-ренности о более коротком сроке выполнения заказа на поставку такого товара, если возможно;
- улучшить деятельность в области заказов на снабжение путем внедрения более эффективных контрольных процедур, таких как централизация хранения и отпуска товаров, перераспределение площадей хранения или улучшение/минимизация доку-ментооборота. Работать более плотно с поставщиками над вопросами ускоренной поставки и предоставить им стимулы в виде более привлекательных для них условий оплаты;
- рассмотреть возможность распродажи залежавшихся запасов со скидками с тем, чтобы получить дополнительные денеж-ные средства, однако следует избегать перенасыщения рынка своими товарами по бросовым ценам, так как это негативным образом скажется на последующих продажах товаров, а также сделает невозможным реализацию стратегии повышения цен.
5. Рекомендации по увеличению притока денежных средств за счет пересмотра планов капитальных вложений:
- оценить, какие срочные потребности в капитальных инвестициях можно отложить на более поздний срок;
- остановить инвестиционные проекты, которые стали менее эффективными в результате изменения финансовой ситуации в России. Изучить возможности возврата полностью или частично вложенных средств;
- изменить график инвестиций так, чтобы уменьшить пиковую нагрузку на денежные потоки, путем пересмотра этапов вло-жений так, чтобы сопутствующий отток денежных средств не ухудшал бы способность компании осуществлять другие срочные платежи;
- отказаться от тех капитальных расходов, которые не могут дать немедленную отдачу для компании.
6. Рекомендации по увеличению поступления денежных средств из заинтересованных финансовых источников, не связанных с взаимной торговлей:
- исследовать финансовые условия краткосрочного финансирования, предлагаемого банком, и варианты их улучшения;
- пересмотреть условия долга предприятия (отсрочка выплаты основной суммы, снижение процентной ставки), и изучить возможность рефинансирования кредитов в других банках.
7. Рекомендации по увеличению продаж:
- тщательно оценивать прогнозируемые наценки по группам реализуемых товаров для того, чтобы определить группы това-ров, приносящие наибольшую прибыль;
- переоценить факторы потребительского спроса, такие как потребительские свойства/приоритет при приобретении, цена, качество, тенденции моды, сезонные факторы и т.д.;
- определить группы продуктов, которые наилучшим образом подходят к изменившимся рыночным условиям, и сконцен-трироваться на них;
- проанализировать цены и объемы реализуемой продукции, найти наиболее разумный компромисс, который поможет уве-личить поступление дополнительных денежных средств, несмотря на снижение объемов продаж (путем увеличения цены и торговых наценок).
Контроль выплат. Ничто так не способствует контролю за денежными выплатами, как централизация расчетов с кредитора-ми. Это позволяет финансовому менеджеру правильно оценить поступающие потоки денежных средств по фирме в целом и составить график необходимых выплат. Кроме того, появляется возможность более эффективного контроля расчетов с кре-диторами и движения средств в пути. Конечно, централизованной системе присущи также и недостатки – филиалы и мест-ные отделения фирмы могут оказаться не в состоянии произвести своевременные расчеты за оказанные услуги, что чревато потерей благожелательного отношения клиентов и увеличением операционных затрат.